Методические материалы

  
Формирования регулятивных универсальных  учебных действий
 
1.1. Характеристика  универсальных учебных действий 
   Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет  новые требования к результатам  освоения основной образовательной  программы начального общего образования.
   Главная особенность нового стандарта заключается в том, что целью её деятельностного характера, является развитие личности учащегося. Традиционное представление результата обучения заключается в полученных знаниях, умениях, овладении навыками. Нынешняя система образования отрицает это и считает, что конечным результатом являются конкретные виды деятельности, которыми школьник младшего возраста должен владеть к окончанию начального обучения. "Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов" Неотъемлемой частью программы  нового стандарта является «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных дей-ствий. Освоение и мира и его познание составляет цель и основной результат образования»

   В широком значении термин «универсальные учебные действия»  можно интерпретировать, как  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. "В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая ранизацию этого процесса" 
   Для УУД предполагается отдельная  программа  формирования универсальных  учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в структуре  содержания конкретных учебных предметов. Существование данной программы  в комплексе Основной образовательной  программы начального общего образования  задает в образовательном процессе начальной школы деятельностный подход.
На этапе начального образования  одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающих его результативность, являются ориентирование школьников младшего возраста в информационных и коммуникативных  технологиях (ИКТ), а также формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Современные цифровые технологии и коммуникационные среды используются как наиболее естественный способ  формирования УУД. Ключевой задачей внедрения  нового образовательного стандарта, является реализация программы формирования УУД в младшей школе.
   К обучающимся, освоившим  основную программу начального образования, согласно Стандарту, устанавливаются  требования:
- личностные:
1. включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2. мотивация к обучению  и познанию, её сформированность;
3.ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
4. социальные компетенции;
5. личностные качества;
6. основы гражданской  идентичности, их сформированность;
- метапредметные:
1. включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий, таких как познавательная, регулятивная и коммуникативная;
2. обеспеченность владения  ключевыми компетенциями, которые  являются основой  умения обучаться,  и межпредметных понятий.
- предметные:
1. включающие, систему основополагающих  элементов научного знания, а 

также преобразование и применение, освоенного учащимися в ходе  обучения, опыта, специфического  для данной предметной сферы  деятельности, по получению новых  знаний.
- достижение:
1. «умения учиться» несет  под собой  полноценное освоение  всех структурных элементов учебной  деятельности, в состав которых  входят:
1) мотивы: познавательные  и учебные,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные операции и  действия (ориентировка, преобразование  материала, контроль и оценка) 

   Фактором увеличения эффективности  освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирований компетенции, модели мира и ценностно-смысловых  оснований личностного морального выбора, является повышение желания  и умения обучаться.
   Структура функций универсальных  учебных действий:  
- обеспечить возможность  обучающимся, самостоятельно осуществлять деятельность обучения, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности, ставить учебные цели;
- создать условя для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- создать условия для  усвоения знаний, умений, навыков,  а также формирование компетентностей  в любой предметной области.
"В результате изучения  всех без исключения предметов  в начальной школе у выпускников  должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и  коммуникативные универсальные  учебные действия как основа  умения учиться"    По предметным областям сформированы результаты, содержащие указанные предметы. Эти результаты определены терминами «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться ». В то же время  препятствие для перехода на следующий этап образования, не достижение этих требований выпускником, не составляет.

1.2. Регулятивные  универсальные учебные действия

   Ключевой составной развития компетентности личности является развитие регулятивных способностей. Регулятивные универсальные умения, направленные на подготовку школьников младшего возраста к самостоятельной жизни, можно трактовать как - "способность справляться с жизненными задачами; контролировать свое время и управлять им,  планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;  способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры" Основные навыки, основывающие самореализацию личности у детей младшего школьного возраста, т.е.  управление процессом построения жизненной стратегии, являются самооценка и определение стратегии в отношении обучения.
   К регулятивным действиям, обеспечивающим школьникам младшего возраста, организацию  их учебной деятельности относятся:
—  целеполагание, представляет собой постановку учебной задачи на основе соотнесенного, что уже изучено и усвоено школьником, и то, что еще не изучено;
—  планирование, не что  иное, как определение, с учетом конечного результата, последовательности промежуточных целей; составление плана и последовательность действий;
—  прогнозирование, как  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме слияния  способа действия и его результата с заданной моделью 

с целью обнаружения  отклонений и отличий от эталона;
— коррекция, как внесение необходимых дополнений и корректив  в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
—  оценка, это выделение  и осознание школьником того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
—  "саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий"
   Развитие регулятивных функций  связано с формированием произвольного  поведения. Обеспечение целенаправленности и планомерности управления ребенком своей деятельности и поведением является психологическая готовность в сфере воли и произвольности. В возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для ее достижения, находит свое отражение воля. Произвольность выступает, как умение школьника младшего возраста строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, а также осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя знаемые средства.
 К моменту поступления в школу, формируются показатели регулятивных универсальных учебных действий:
— способность осуществлять действие по образцу и заданному  правилу;
— способность сохранять  заданную цель;
— способность видеть указанную  ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
— способность контролировать свою деятельность по результату;
— способность адекватно  понимать оценку взрослого и сверстника.
Показатели развития регулятивных универсальных учебных действий можно рассмотреть в виде параметров структурно-функционального анализа деятельности, включающие ориентировочную,  контрольную и исполнительную части действия.
Для оценки ориентировочной  части существуют определенные критерии:

    наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом);
    характер ориентировки (свернутый — развернутый, хаотический — организованный);
    размер шага ориентировки (мелкий — пооперационный — блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед;
    есть ли предвосхищение конечного результата); характер сотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).
Для оценки исполнительной части также существуют критерии:
    степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действий или произвольное выполнение действия в соответствии с планом); характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).
Для контрольной части  – критерии оценки:
    степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планом контроля, наличие средств контроля и характер их использования);
    характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий — предвосхищающий); характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).
 Критерии оценки форсированности  регулятивных универсальных учебных  действий можно выделить на  основе структурного анализа  деятельности:
 
    принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
    план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
    контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
    оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
    мера разделенности действия (совместное или разделенное);
    темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
Рассмотренные функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимой "учащемуся для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности"  Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.
Регулятивные учебные  действия, которые отражают содержание ведущей деятельности школьников младшего возраста:
1. Способность учиться и  организовывать свою деятельность (планирование, контроль, оценка):
— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
— способность действовать  по плану и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— способность контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
— способность адекватно  воспринимать оценки и отметки;
— способность различать  объективную трудность задачи и  субъективную сложность;
— способность взаимодействовать  со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Можно составить некоторые  рекомендации по формированию регулятивных действий.
Условием развития способности личности  к регуляции поведения и  саморегуляции, является общение.
Контакт учителя со школьником обеспечивают психологические условия формирования саморегуляции. Основу для  осознания стратегий организации учебного процесса, дает совместная деятельность ученика с учителем и сверстниками. Совместное планирование может служить методом организации учебной работы школьников, осуществлением, обсуждением и оцениванием самостоятельной работы.
Учитель может планировать свои взаимоотношения с учащимся, ориентируясь на необходимость:
1) инициации внутренних  мотивов учения ученика;
2)поощрения действий самоорганизации  и делегирование их учащемуся  при сохранении учителем за  собой функции постановки общей  учебной цели и оказания помощи  в случае необходимости;
3)использования групповых  коллективных форм работы.
Значимыми ориентирами в  формировании действия оценивания должны стать:
- акцент на достижениях  ребенка;
- выделение универсальных  учебных действий как объекта  оценки;
- сопровождение формирования  самооценки учащегося как основы  постановки целей;
- формирование рефлексивности оценки и самооценки.




Комментариев нет:

Отправить комментарий